Плоские стопы нам не нужны


ПЛОСКИЕ СТОПЫ НАМ НЕ НУЖНЫ


Стопа – сложное анатомическое образование. Она состоит из 26 костей, соединенных сложными суставами и связочным аппаратом.

Европейская медицина рассматривает в основном две функции стопы: опорную и локомоторную (перемещение тела в пространстве).

При выполнении последней функции большую роль играет рессорная способность стопы. Она осуществляется благодаря наличию продольного и поперечного сводов. Уменьшение высоты сводов стопы называется плоскостопием. Плоскостопие – это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.


Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается «физиологическое плоскостопие», которое к 5 годам должно пройти.
     
Основными причинами плоскостопия являются наследственные факторы, избыточная масса тела, перенесенный ранее рахит,  системные нарушения соединительной ткани, слабость мышц и связок стопы и неправильный подбор обуви.
 
Плоскостопие влечет за собой ряд последствий, нарушающих функцию опорно-двигательного аппарата. Это может быть повышенная утомляемость мышц, боли в ногах, вальгусная деформация оси конечности. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Неповоротливая неправильная походка – это скверные ноги, плоские ступни, деформированный позвоночник в дальнейшем.
       
Такие нарушения осанки ведут к раннему остеохондрозу со всеми вытекающими отсюда последствиями: функциональной недостаточности кровообращения мозга и вегетативным нарушениям.
       
Указанные изменения развиваются постепенно, в течение ряда лет, по мере истощения компенсаторных возможностей организма. Но всех этих неприятностей можно избежать активной профилактикой плоскостопия в детские годы. Болезнь легче предупредить, чем лечить – это известно еще со времен Гиппократа.
       
Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее тотчас же, с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. При слабости мышц стопы и их чрезмерном утомлении из-за длительного пребывания на ногах и возникает плоскостопие.

КАК ЕГО МОЖНО ВЫЯВИТЬ?
   
Ребенок жалуется на боли и судороги в мышцах при ходьбе, внутренние края обуви стаптываются, пятка сильно выступает назад, свод стоп плохо или совсем не обнаруживается.

НОРМАЛЬНАЯ ИЛИ ПЛОСКАЯ СТОПА?
   
Определить форму стопы можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1 – 1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь нужна консультация и помощь ортопеда. Измерив самую широкую и самую узкую часть стопы, можно определить, имеется ли у ребенка нарушение в своде стопы.
 
По соотношению самой широкой и самой узкой части следа, считается свод нормальным  1:4, уплощенным – 2:4, плоским – 3:4.
     
 
Профилактику плоскостопия следует начинать с детского возраста, когда стопы еще формируются. Среди профилактических средств основными являются лечебная физкультура и массаж (гидромассаж). Немаловажное значение имеют также правильный подбор обуви, хождение босиком и ванночки для ног.
       
Обувь должна быть по ноге, на небольшом каблучке высотой 5 – 8 мм с упругой стелькой, эластичной подошвой, крепким задником; однако она не должна блокировать голеностопный сустав. Тесная обувь, особенно с высоким каблуком, узким носом, толстой подошвой, лишают стопу ее естественной гибкости.
       
Прекрасным профилактическим средством являются ванночки для ног. Их следует делать ежедневно в воде комнатной температуры в течение 5 минут.
В летнее время по возможности чаще использовать ходьбу босиком по земле, песку, мелким неострым камешкам, воде.
     
Массаж голеней и стоп снимает боли, устраняет застойные явления, улучшает питание тканей, нормализует тонус и стимулирует биологически активные точки. Однако, являясь методом пассивной профилактики, массаж в недостаточной степени содействует развитию мускулатуры нижних конечностей.
 
Поэтому главным средством предупреждения плоскостопия являются специальные упражнения, направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени:
  1. Ходьба на носках, сохраняя правильную осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).
  2. Ходьба на внешней стороне стопы, стопы ставить параллельно друг другу.
  3. Ходьба по ребристой доске.
  4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
  5. Ходьба на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.
  6. Ходьба по гимнастической палке, толстому шнуру приставным шагом боком.
  7. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
  8. Ходьба перекатом с пятки на носок. Туловище держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
  9. Ходьба босиком: летом по песку, камешкам, траве; дома по шершавой поверхности, например по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками – мощный фактор предупреждения плоскостопия. 
  10.  Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения носки вместе, пятки разведены.
  11.  Катание палки (диаметр 3 см) вперед – назад.
  12.  Выполнение приседаний на носках, держась за опору.
  13.  Захватывание пальцами ног небольших предметов (палочки, шарики, шнур, платок, желуди, элементы ЛЕГО), перекладывание их вправо, влево. Можно устроить соревнование: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т.д.
  14.  Из положения упор сидя сзади:
    • Захватывание внутренними сводами стоп предметов покрупнее – кеглю, мяч (подтянуть к себе, передать сидящему рядом). 
    • Сгибание и разгибание пальцев ног.
    • Разведение носков и пяток в стороны.
    • «Мельница» – круговые движения стопами внутрь и наружу.
    • «Художник» - рисование карандашом, зажатым пальцами одной ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой.
    • «Утюжки» - скользящие движения стопой одной ноги по стопе и голени другой.
  15.  Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) в течение 3 минут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий